Сегодня первый день Масленицы, которая в этом году будет праздноваться с 28 февраля по 6 марта.
В народном календаре февраль называется «сечень», то есть месяц, отсекающий зиму. И хотя поскрипывает еще снежок под ногами, а мороз пощипывает щеки, это не пугает. Даже в самые морозные дни ясное небо и яркое солнце обещают скорое тепло.
Пришел месяц бокогрей,
Бок корове обогрей,
И корове, и быку,
И седому старику...
Такие припевки выкрикивали обычно деревенские ребятишки.
В конце февраля начинались отелы, то есть появлялось молоко. «Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги»,— говорили в народе. Именно на конец февраля — начало марта и приходилось время празднования Масленицы. Хотя она и не имеет в календаре точного срока (праздник везде отмечают за 56 дней до Пасхи, т.е. накануне Великого Поста), праздника этого никогда не пропускали. Не было на Руси семьи, дома, двора, селения и города, где бы не отмечали масленичную неделю. Была она всегда шумной, с безудержным весельем, с ряжеными, с песнями и играми.
Памятна Масленица прежде всего блинами, а их множестве видов. Кроме блинов, на стол ставили оладьи, вафли разных форм, жаренное в масле тесто и любую, по вкусу, выпечку. Золотистым жаром светились на столе мучные изделия как маленькие солнечные зайчики. Тесно им было в помещении. Выносили столы на улицы и тут же пекли блины. Рядом шипели самовары, а возле них ставили холодный квас или теплый сбитень. Припасали к празднику и рыбу, и молочные продукты. Мяса не ели, так как примостилась Масленица на краю церковного поста и неделя называется «мясопустной».
К началу праздника дома все тщательно мыли и скоблили, подбеливали печи, украшали своим рукоделием, готовили особые костюмы.
Первый день недели назывался «встречи». В некоторых средне- и южнорусских губерниях выходили за околицы встречать праздник. В Калужской губернии это доверяли девушкам. «А вот Масленица нз двор въезжает, ее девушки состречают»,— пели они. В Псковской губернии детвора, скатываясь с горок, кричала: «Приехала! Пришла Масленица!»
Вторник — «заигрыш». Начинались уличные гулянья. Закрывали лица смешными масками, надевали костюмы. Изменялась внешность, и наступала как. бы новая жизнь — веселая, радостная.
В городах и деревнях строили горки, заливали водой склоны. Возле них собиралось много молодежи. Парни приглашали девушек прокатиться на санках, а детвора съезжала на лубяных и рогожных «катушках». Внизу их ждала ватага встречающих: летели снежки, опрокидывались санки, и со смехом все вместе летели в снег. Шутки зти для сельчан кое-что значили: чем выше поднимется молодежь на горки, тем лучше уродятся хлеба, чем дальше сани прокатятся, тем длиннее льны вырастут, чем жарче веселье людей, тем скорее растаят снега.
Праздник набирал силу. Со среды или четверга начиналась «широкая Масленица», на которую звали «гостей со всех волостей». Выездные сани украшали коврами, раскладывали на них подушки в ярких наволочках. Кони вычищены, гривы расчесаны, сбруя сверкает медными бляшками, под дугой звенят колокольчики. Гости нарядные едут по родне от селения к селению, и в каждое — со своими песнями. Их ждут. Для хозяев — правило: «Что есть в печи, все на стол мечи». Столы застелены чистыми скатертями. Расставлены блюда с пирогами. Все накрыто вышитыми полотенцами. Вступают гости, начинается пир горой. «Благодарим за хлеб, за соль, за щи — спляшем, за кашу — песенку споем, а за кислое молоко выскочим высоко». Потом снова катание. На Масленицу пешему лучше не показываться, улицы городов и деревень отданы конным: мужчины — верхами, женщины — в санях.
В пятницу выезжали «на тещины вечерки», то есть «к теще на блины». Поженившиеся в этом году должны были обязательно навестить родной дом молодой жены. Масленица — праздник молодоженов. В Вятской губернии в их домах накрывали столы, сюда приходили гости «молодку смотреть». В Рязанской, Екатеринбургской губерниях смотрины молодых проводили на улицах. Мужа ставили у ворот, жену — перед ним. По просьбе собравшихся она должна была поклониться и поцеловать молодого.
Последний день Масленицы называли «поцелуйный день», или «прощеное воскресенье». Хороший существовал обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя. В каждом доме утро начиналось с того, что дети просили прощения у родителей, младшие — у старших. В знак полного примирения целовались. Потом шли в другие дома, к родным и знакомым, там повторяли обряд. Даже случайные встречные могли обратиться за прощением и получить отклик сердечной доброты. Россияне становились в этот день как бы одной большой семьей.
От мала до велика — все участвовали в проводах Масленицы. Этот последний день был самым шумным и насыщенным развлечениями. Проходил он в разных местностях не одинаково.
Традиционно устраивались соревнования в силе и ловкости: массовые и «один на один». Для борьбы «один на один» расчищали круг. Боец входил в него и выкликал желающих помериться силой. Соперника требовалось положить на обе лопатки или перекинуть через себя.
О кулачных боях многие знают лишь понаслышке. Но до сих пор помнят правила: лежачего не бьют, в руки ничего не берут. «Кулачки» были борьбой, а не дракой, борьбой по правилам. Начинала ее детвора. Шли «улица на улицу» или «деревня на деревню». Когда одна сторона теснила другую, на помощь приходили старшие, а потом вступали взрослые. За соблюдением правил следили старики. Нарушишь — больше к борьбе не допустят.
В городах и деревнях проводили конные бега, а в некоторых областях Сибири состязались между собою конные и пешие. Кто не силен в беге, мог попробовать себя в лазании по столбу, вкопанному в землю и политому водой до оледенения. Перед толпой болельщиков один за другим пробовали парни подняться вверх. Неудачника осыпали насмешками, а победитель снимал с верхушки столба приз.
- Подпись автора
Я простираю грезы под ноги тебе. Ступай легко, мои ты топчешь грезы.
/Уильям Батлер Йейтс/