Гнев
На карте изображена комната, в которой находятся отец и сын. Отец держит в руке палку, которой замахивается для удара. На некоторых рисунках сын сидит на корточках перед разбитой вазой или сосудом в ожидании взбучки; на других изображениях отец хватает сына за ухо. Вода из разбитой вазы разлилась, розы рассыпались по полу. Сын изображен в виде мальчика в коротких штанах, отец же на одних картах выглядит как ремесленник или мастеровой в шляпе, фартуке и грубых ботинках, на других появляется в образе человека в коричневой одежде, уже знакомого нам по другим картам. Он наказывает сына, разгневанный его проступком.
На нашей иллюстрации отец картинным жестом поднял правую руку, как будто собирается отвесить звонкий подзатыльник своему долговязому сыну-подростку. Однако это движение — слишком театральное, «в нем больше дыма, чем огня». Отцу достаточно продемонстрировать силу, чтобы восстановить свой авторитет.
Значение карты
На этой карте мы видим борьбу Мастера с Учеником. Перед нашими глазами оживает противостояние отца — нашего внутреннего Родителя, или Взрослого, и сына, то есть нашего внутреннего Ребенка. Оба они живут в нашей душе, и верх берет то один, то другой. То ребенок играет с вазой, полной роз (что для него пока под запретом), то родитель оказывается непредусмотрительным и позволяет ребенку играть с вещами, с которыми играть не годится.
Это типичная игра, которая может разыгрываться как между родителем и ребенком, так и в нашей собственной внутренней жизни. Ребенок, который вызывает гнев... Что может вызвать у нас гнев? Только то, к чему мы неравнодушны, что мы любим, но что получается не так, как нам бы хотелось.
Гнев — это проекция на внешний мир наших ожиданий, которые внешний мир не принимает и не желает им соответствовать. Это нас и раздражает.
Ребенок совершает шалость, хотя точно знает, что его ждет наказание. Наше детское «Я» тоже часто переживает подобное, но, если мы сами являемся родителями, мы знаем, что и наши дети сплошь и рядом ведут себя так по отношению к нам. Не правда ли, распространенный пример: подросток не выполняет работу, которую ему поручили, и скорее вытерпит наказание, чем исполнит самое разумное задание? Вплоть до того, что он противится этому заданию даже в том случае, если оно дано в его собственных интересах, и ему самому это известно. В таких случаях родителя раздражает собственная некомпетентность, неэффективность собственных педагогических принципов и методов.
Ну, а подростка злит то, что родитель в очередной раз потерпел крах в отношениях с ним, ведь на самом деле он жаждет любви, понимания и таких указаний о жизни, которые он сможет соблюдать, но которые при этом не будут ограничивать его развивающуюся личность. Похоже на маленького ребенка, который уже знает несколько тысяч слов, но употребляет только одно из них: «нет!».
Если рассмотреть эту проблему под другим углом, то мы увидим, что Мастер делает все возможное, чтобы передать свои знания Ученику, который обращается со знаниями не должным образом или не способен справиться с заданием.
Даже о самых выдающихся мастерах — например, о Будде, Иисусе и Магомете — сохранились истории, в которых говорится, что они гневались на своих учеников, когда те были недостаточно сосредоточенными для учения и продвигались вперед слишком медленно.
Рассыпавшиеся розы и разбитый сосуд — символы непонятых, попусту растраченных знаний. Палка — через боль — принуждает ученика сконцентрироваться на каком-то одном деле. Таскание за уши — тоже весьма важный символ. В физиогномике длинные мочки — признак мудрости, например, Будду часто изображают с длинными мочками ушей. Если мы посмотрим на фотографии известных современных или ныне живущих мудрецов (Ошо, Саи Баба, суфийский мастер Хазрат Пир), то увидим ту же самую характерную черту. Таким образом, этим жестом мастер развивает у своего ученика мудрость.
На карте мы видим не месть. Эта карта указывает на человека, попавшего под влияние минутных чувств и страстей, неспособного принять на себя ответственность за последствия своих действий.
Появление этой карты означает не какое-нибудь обыденное раздражение по незначительному поводу, а серьезную внутреннюю конфронтацию. Главный вопрос здесь в том, чтобы вопрошающий встретился лицом к лицу с собственными играми, осознал их, уладил конфликты со своим ребенком или с родителями, чтобы, сделав из всего этого выводы, продвигаться дальше.
Если проблема очень серьезна, лучше найдите группу взаимопомощи или посещайте сеансы психотерапии. В качестве первого шага подойдет и то, что вы поймете и осознаете послание, которое вам несет карта. А это вполне по силам и человеку, не кончавшему университетов.